Напряжение бортсети

В данных, приходящих с терминала, всегда есть минимальный набор параметров, которые напрямую влияют на работу всей системы. Широта, долгота, качество приёма сигнала - без этого система работать просто не будет. Если вы поставили топливные или температурные датчики, то их нужно будет добавлять в систему вручную, т.к. это просто дополнительная функция, по умолчанию система без них вполне справляется, а забивать эфир всем что есть и записывать это всё в базу не экономично. При этом в базовом пакете всегда есть датчик напряжения бортсети, но почему-то при диагностике неисправностей его ставят на второй или третий план, а ведь он в базе, это уже должно показать его значимость. Датчик напряжения - это мощный инструмент, позволяющий проводить диагностику, заносить дополнительные датчики и фильтры, и в этой статье мы вытащим его с задворок и вернём ему звание одного из важнейших базовых параметров.

Датчик моточасов

У одного из клиентов не сходятся моточасы по отчётам и по факту, моточасы считались даже когда водитель глушил двигатель и когда электрик проводил диагностику системы. Решение было простым - занести зависимость датчика зажигания от внешнего напряжения.

Как это работает? Если бортсеть питается от напряжения 12 вольт, то нормальный рабочий аккумулятор даёт вам напряжение примерно 12,5-12,7, а при запуске двигателя начинает работать генератор, поднимающий напряжение до 14-14,5 для того, чтобы обеспечить зарядку и работу всей периферии. Если дело касается грузовиков с напряжением 24, то увеличьте эти значения вдвое. Итак, смотрим на график.

Здесь мы видим, что в движении напряжение хоть и колеблется, но не бывает ниже 14, а при остановке резко падает до 13,5, постепенно снижаясь до базовых 12,7. Всё что нам нужно - внести дискретный датчик, опираясь на входящее напряжение и выставив границу сработки между 13,5 и 14, тогда датчик зажигания будет показывать моточасы так, как именно они и задуманы, отсекая простой двигателя.


Маленькие ежедневные срезы

Срезы бывают по двум причинам - это проблемы со спутниками или с работой самого терминала. Загрузив график спутников, мы увидели периодические падения уровня сигнала. Осмотрели, казалось бы, всё - антенна перед лобовым стеклом, прошивка актуальная, с настройками всё нормально, к цепи питания вопросов нет. Ответ мы нашли, когда наложили на график спутников напряжение.

В момент запуска двигателя система выключает всё электрооборудование, давая стартеру всё, что есть в аккумуляторе. А терминал подключен к бортсети, и резервной батареи у него, как выяснилось, нет, в итоге терминал выключается каждый раз, когда запускается двигатель. Включаясь по сути после жёсткой перезагрузки, терминал начинает искать спутники, загружать альманах, синхронизироваться с GPS, в общем на разогрев уходит секунд 30-40, за это время машина проезжает некоторое расстояние и режет трек. В этом случае нужно либо ставить терминал с батарейкой, либо тянуть провод от самого аккумулятора.

Оборудование горит

Наладчики каждый месяц ставят на машину новый терминал, предохранительную колодку уже не пломбируют, проверка терминала водителем вошла в ежедневный осмотр. Если это вам знакомо, то посмотрите на датчик напряжения.

Здесь мы видим скачки до предельных значений. Если грубо, то за измерения напряжения в системе отвечает преобразователь, питается он от 3,3 вольт и это же напряжение считает опорным. После входа питания стоит делитель, который уменьшает напряжение примерно в десять раз и подаёт сигнал на этот преобразователь. То есть, если на вход подали 25В, то на преобразователь придёт 2,5В, он сравнит это с опорными 3,3В и даст контроллеру значение в процентах. А процентов больше сотни для него не бывает, значит если на входе будет 40 или 60, то к контроллеру придёт 100% от опорного, иными словами, напряжение может быть и больше предельного. В этом случае имеет смысл провести ТО генератора, иначе приборы так и будут гореть.
ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Если у вас сгорел последний предохранитель, а заменить нечем, можно поставить заплатку, для этого распотрошите кусок провода и намотайте пару жилок на ноги предохранителя. Но при этом не вздумайте мотать всё что у вас есть, а тем более ставить кусок шурупа, он будет держать ток замыкания, пока машина не вспыхнет.

Пропадания ДУТ

Трекер работает, не режет, но при этом мы видим пропадание сигнала от датчиков топлива. Более показательно, если данные нескольких датчиков пропадают синхронно. Датчики как правило подключаются там же, где и сам терминал, это удобно, подтянул гофру с сигнальным проводом и тут же подвёл питание. Это рабочая схема, но если питание терминала пропадёт, то датчики отключатся, ведь в них резервной батарейки нет.

Здесь нужно осмотреть питание, проверить колодку и крепление предохранителя в ней. Частенько отходит не плюс, а масса, прикрученная (а иногда просто примотанная) на ближайший болт по принципу "и так сойдёт". И хорошо, если отпавший провод не привёл к ситуации "зажарится как нибудь".

Контроль
Помимо вышеуказанных случаев, полезно периодически посматривать на датчик напряжения просто в порядке профилактики, как работает генератор и в каком состоянии аккумулятор. И вот тому пример.

Здесь мы видим, как в течение дня генератор начинает ослабевать и не справляется с нагрузкой. Это влияет на качество сгорания топливной смеси, на возможность запуска в мороз, на жизнь всего электрооборудования.


Все приборы и датчики, будь то штатные или дополнительные, живут в автомобиле только если есть электрический ток. И диагностика, не включающая анализ этого тока, зачастую бесполезна, советуем вам всегда начинать диагностику именно с датчика напряжения.