Аппаратура спутниковой навигации FORT-112EG-M. Часть 1
Pinned Featured Who you are, Mr. Fort-112EG-M? Часть 1.
Уважаемые друзья!
В связи с появлением нескольких новых нормативных документов, в соответствии с которыми был создан прибор FORT-112EG-M, у дилеров и специалистов в нашей отрасли появляется много вопросов как по технической части, так и по порядку оснащения этим прибором транспортных средств. В цикле статей, посвящённых этому прибору я постараюсь рассказать его особенности и ответить на большинство вопросов, задаваемых нашей службе техподдержки (и не только им 😊).
Что это за прибор?
В первую очередь, прибор FORT-112EG-M проектировался и создавался как устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) второго поколения. Продолжая традиции первого поколения, в него была заложена функция мониторинга передачи данных на телематические сервера для мониторинга транспорта. Таким образом, FORT-112EG-M должен иметь полный функционал, указанный в п. 118 Технического регламента таможенного союза № 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018).
Коротко по функционалу УВЭОС: УВЭОС – это устройство, которое должно отправить в центр обработки вызовов минимальный набор данных в случае ДТП (предусмотрен ручной режим работы и автоматический). Для легковых автомобилей (категория М1) предусмотрено автоматическое определение факта ДТП при ударе и опрокидывании. Для колёсных транспортных средств (ТС), не входящих в категорию М1 предусмотрено автоматическое определение ДТП только при опрокидывании.
УВЭОС начинает работать ТОЛЬКО в случае ДТП (ручное или автоматическое определение факта ДТП), всё остальное время оно находится в режиме «ожидания». Нормативными техническими документами предусмотрено, что производитель оборудования может ввести в конструкцию УВЭОС другие, дополнительные функции. Основываясь на этих допущениях, наша компания добавила функционал передачи данных на телематические сервера для организации спутникового мониторинга транспорта, который давно уже используется в обычных терминалах.
Передача минимального набора данных (МНД) осуществляется в режиме in-band модема, то есть, в голосовом канале (CSD) сети GSM. Примерно так же работают факсы и тональные модемы. Этим достигается быстрое установление соединения с центром обработки вызовов системы ЭРА-ГЛОНАСС и гарантированная доставка информации о произошедшем ДТП.
В этом основное различие УВЭОС от остальных телематических терминалов при использовании каналов связи. Обычные терминалы, в том числе и АСН используют пакетную передачу данных (GPRS) сети GSM.
Отличие по режимам работы УВЭОС и АСН.
УВЭОС срабатывает и передаёт МНД только в случае ДТП, всё остальное время оно находится в «спящем» режиме и контролирует только уровень доступности сетей GSM, ну и конечно же те датчики и входы терминала, с которых ожидается приход сигнала о ДТП.
АСН, в отличие от УВЭОС, постоянно (через настроенные заранее периоды времени) передаёт информацию на телематические сервера о своём местоположении и состоянии подключенных датчиков и устройств. Всё, как с обычным телематическим терминалом.
Чем же АСН отличается от обычных терминалов?
В п.6 ТР ТС 018 введено определение для АСН:
"аппаратура спутниковой навигации" - аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6)
Технические требования к АСН приведены также в ТР ТС 018, но уже в п. 117:
117. |
Аппаратура спутниковой навигации |
Правила ЕЭК ООН N 10 - 03. Должны обеспечиваться: наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800; возможность обновления информации, хранящейся на персональной универсальной многопрофильной идентификационной карте абонента, по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800; возможность осуществления голосовой связи в режиме громкой связи по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800; индикация состояния аппаратуры; возможность передачи и приема информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800 посредством пакетной передачи данных или коротких текстовых сообщений; возможность использования интерфейсов RS232, RS485, CAN и USB для обмена данными с внешними устройствами и наличие не менее двух дискретных и двух аналоговых входов; определение местоположения транспортного средства с погрешностью не более 15 м по координатным осям и скорости транспортного средства с погрешностью не более 0,1 м/с при доверительной вероятности 0,95; объем внутренней энергонезависимой памяти, обеспечивающий запись: для транспортных средств категории M - не менее 150 000 последовательно зарегистрированных событий; для транспортных средств категории N - не менее 20 000 последовательно зарегистрированных событий; сохранение во внутренней памяти сообщений, которые не удалось передать по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, и передача этих сообщений при восстановлении связи. |
(п. 117 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6)
Если рассмотреть эти требования и сравнить с характеристиками присутствующего на рынке телематических терминалов оборудования, то можно увидеть, что большинство терминалов соответствуют этим требованиям. Можно ли тогда их применять в качестве АСН? Увы, нельзя.
В Постановлении Правительства РФ от 13 февраля 2018 года № 153 (ПП153) чётко прописано, какое оборудование можно применять для оснащения ТС, осуществляющих пассажирские перевозки (ПП) и перевозки опасных грузов (ОГ).
«…….3. Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
а) соответствует требованиям технического регламента;…..»
В данном случае идёт отсылка на ТР ТС 018/2011 года. Каким же образом проверить, соответствует ли какое-либо оборудование требованиям ТР ТС 018/2011 года, и, соответственно ПП153?
Всё довольно просто.
В самом начале ТР ТС 018/2011 имеется такой абзац:
«…..2.1. Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (прилагается)….»
Открываем прилагаемый перечень и находим следующую информацию:
159.4 |
Приложение № 10 пункт 117 Аппаратура спутниковой навигации |
ГОСТ Р 56360-2015 (за исключением примечания к пункту 5.4) |
"Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров. Общие технические требования" |
159.5 |
Приложение № 10 пункт 117 Аппаратура спутниковой навигации |
ГОСТ Р 56361-2015 (за исключением примечания к пункту 5.3) |
"Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора. Общие технические требования" |
159.6 |
Приложение № 10 пункт 117 Аппаратура спутниковой навигации |
ГОСТ 33472-2015 |
"Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории M и N. Общие технические требования" |
Таким образом, становится понятно, что АСН может являться только то оборудование, которое соответствует требованиям указанных ГОСТ. Методики и правила проведения испытаний указаны в другом приложении к ТР ТС 018/2011, но это уже касается аккредитованных испытательных лабораторий, которые проводят соответствующие испытания.
При успешном окончании испытаний на такое оборудование выпускается сертификат соответствия, который в обязательном порядке публикуется на сайте Росстандарта.
На момент написания данной статьи прошли испытания и были выпущены сертификаты только для двух типов АСН:
В ближайшее время ожидается появление ещё 1-2 типов АСН от других производителей оборудования.
Вернёмся к рассмотрению нашего прибора FORT-112EG-M.
Как становится понятно, физически данный терминал, имеющий сертификат АСН, в дальнейшем будет использоваться ещё и как УВЭОС второго поколения. Но только после прохождения соответствующих испытаний и сертификации совместно с транспортным средством по требованиям, предъявляемым к УВЭОС (п.118 ТР ТС 018) и испытания должны быть проведены по другим ГОСТ.
Исходя из этого, владелец ТС, купивший автобус с уже установленным на заводе комплектом FORT-112EG-M, может использовать его ещё и в качестве АСН. Для этого ему необходимо будет приобрести сим-карту АО ГЛОНАСС, вставить её в установленный терминал, включить режим мониторинга и настроить на периодическую передачу данных на сервер АО ГЛОНАСС (Ространснадзор). Но это вариант ближайшего будущего. Пока же мы рассматриваем модель FORT-112EG-M только для установки в качестве АСН на ТС, которые выпущены в обращение и уже находятся в эксплуатации.
Продолжение во второй части.
Please sign in to leave a comment.
Comments
0 comments